На прошлой недельке Госдума приняла поправки в законодательство, призванные ограничить рост тарифов на сервисы ЖКХ. Ключевое нововведение коснётся перераспределения возможностей меж региональными, государственными властями и федеральным центром в доли, дотрагивающейся утверждения тарифов.
Вопросец о разделении возможностей встал перед законодателями не нечаянно: конкретно тот факт, что тарифы ЖКХ по нынче действующему законодательству утверждались государственными властями, появился основной предпосылкой того, что с начала этого года в отдельных русских городках уровень квартплаты вырос наиболее чем на 100%. Результатом тарифного скандала появилось поручение Дмитрия Медведева, в котором было сказано о том, что в последующем году повышение тарифов на сервисы ЖКХ не обязано превысить 15%. Но посодействуют ли свежие законодательные конфигурации умерить аппетиты коммунальщиков, ещё великий вопросец.
"Передача возможностей по утверждению нормативов употребления коммунальных услуг на уровень властей субъектов Федерации - чрезвычайно главное изменение. А то в начале года муниципалитеты имели право устанавливать эти нормативы, в итоге в соседних городках размер платежей различался в несколько раз", - довольствуется член думского Комитета по постройке и земляным отношениям Галина Хованская. Правда, каким образом статус органа гос власти сумеет воздействовать на итоговое решение по уровню тарифов, депутаты не уточняют. "От повышения уровня органа, утверждающего нормативы и тарифы, ситуация малюсенько поменяется. В любом случае начальные данные и обоснования приготовляются самими коммунальщиками. А вот механизма обязательного и самостоятельного контроля над ценообразованием не предусмотрено", - разговаривает водящий консультант компании "ФинЭкспертиза" Дмитрий Ширяев.
Вправду, год назад умерить аппетиты коммунальных служб могла Федеральная служба по тарифам(ФСТ), которая была способна ограничить предлагаемый коммунальщиками рост тарифов. Но позднее её функции были урезаны. "Но на самом деле они довольно эластично соглашались с тем, что давали компании. Сейчас вся надежда возлагается на прозрачность и наличие инфы о сочиняющих каждого тарифа", - объясняет Галина Хованская. Речь идёт о том, что сообразно новенькому законодательству органы регулирования субъектов Федерации и городских образований, а также организации, исполняющие управление многоквартирными домами, должны будут открывать информацию по вопросцам установления, конфигурации и внедрения тарифов. Иными словами, каждый гражданин при подходящем обращении сумеет получить детализацию каждого тарифа ЖКХ, выяснить, какие работы и сервисы исполняет та либо другая компания и на что непосредственно идут уплачиваемые им средства. Правда, сходственный механизм контроля превосходно смотрится лишь в теории. "Экспертиза тарифов и сейчас делается лишь по желанию и заказу регулирующего органа или заинтересованного личика. А настоящий контроль вероятен лишь при самостоятельном и обязательном аудите", - уверен Дмитрий Ширяев.