Библиотеки на Руси постоянно собирались и хранились сходственно сокровищницам и считались «в казне», но по различным причинам в пространстве и медли нашего Отечества судьба их, как верховодило, была не обычный, ежели не сказать — драматической. Так либо по другому, всякая драгоценная по интеллектуальному содержанию и в материальном отношении библиотека была неувязкой, требовавшей громадных ресурсов на ее надлежащее содержание и охранение. Против скверны забвения и общественного беспредела защитить ее мог лишь людей интеллигентный, культурный, мощный и обеспеченный сразу. И не главно, кем являлся такой — царем, дворянином, помещиком, генсеком, муниципальным министром либо... самим государством. Как лишь этот мощный не мог выполнить собственный долг перед литературной сокровищницей либо забывал о нем — неоценимое собрание гибло либо пропадало неизвестно... Конкретный исторический финал драмы определялся настоящими обстоятельствами.
Ведает историк-исследователь Ю. Александров.
Утраченная либерея: 400 лет тайне!Каждый, кто осмелится прикоснуться к истокам библиотечной трудности на Руси, неминуемо столкнется с одной из загадок российского средневековья — долей, как считают, бесследно исчезнувшей «либереи» Иоанна Строгого.
Как распорядился накануне кончины долей собственной литературной и информационной сокровищницы король Иоанн, его вассалы либо кто-то иной, никто не знает. В исторический период, укладывающийся в несколько размытые рамки конца 70-х годов XVI — начала XVII века, то есть поближе к началу так именуемого Неясного медли на Руси, она, практически не оставив следов, как призраком, исчезла. Но где и как конкретно вышло исчезновение, было ли оно волей катастрофического варианта либо осознанным, превосходно продуманным сокрытием, никто сейчас точно не произнесет. Вероятно, есть на Руси та земля, в недрах которой под каменными, с превосходной гидроизоляцией сводами стоят кованые дубовые сундуки и лари, в которых вот теснее четыре длинных века покоятся редчайшие свитки, рукописи и фолианты, перешедшие Строгому от его бабки, деда, отца и мамы, сделавшиеся легендой из легенд, будоражащей воображение ученых и практиков Рф да и мира.
Неимение книжек, принадлежавших высокообразованному Иоанну Строгому, — «белое пятно» в российской средневековой истории. Вокруг него до наших дней формируются догадки, строятся «обоснованные» гипотезы. Нет основного — самой королевской библиотеки!Той самой, которая по более расхожей версии, со времен свадьбы Иоанна III на византийской принцессе Софье Палеолог и до смертного часа их внука — короля Иоанна IV обязана была считаться родовой элитной собственностью и храниться в королевских покоях либо в практически потайном месте рядом с заключительными.
Ежели библиотека была, то лишь избранные руки могли дотрагиваться футляров, свитков и окладов содержимого данной сокровищницы, доступной только царствующим на Руси особам. К правосудной идеи о необыкновенно королевском наследовании библиотеки мы еще возвратимся по ходу нашего длинного и непростого повествования.
Из чувства любви к сокровищам Отечества нашего запасемся терпением и желанием слушать упрямую тайну веков.
Какие лишь пытливые разумы брались в XIX—XX веках за осознание и раскрытие данной необыкновенной загадки?! В историю поисков либереи, в перечень творцов статей и книжек по указанной дилемме вошли Белокуров С.А. и Клоссиус Ф., Лихачев Н.П. и Соболевский А.И., Пересветов Р.Т. и Осокин В.Н., Стеллецкий И.Я. и Тихомиров Мтр.Н., Слуховский Мтр.И. и Михайлин А., Менделеев А. и Тремер Э., Зимин А.А. и Черников Н. Иногда творцы отстаивали прямо противоположные точки зрения, но, пытаясь уверить либо разубедить читателя в необходимости и обоснованности поисков, они отчаянно расширяли предметную область загадочного происшествия.
Заглавия ряда публикаций этого длительного периода взволнованно извещали чтецам Рф то о «библиотеке и архиве короля Ивана IV» и «библиотеке столичных государей в XVI столетии», то о «заседаниях публичных комиссий по розыску библиотеки Ивана Грозного», а то и еще конкретнее: «о загадках Кремля», «о кремлевском тайнике и королевской библиотеке» и «мертвых книжках в столичном тайнике».
В столичном тайнике?
Почему таковая исключительность?
Скрыта, но, выдержала все атаки на нее, и это само по себе свидетельствует о непроницаемости бывшего покрова над ней.
Попробуем войти в предметную область этого «исторического висяка», найти за строчками знаменитого то, что скрыто временем. Предлагается, не торопясь, с учетом имеющейся главной и доборной инфы предложить на рассмотрение одну из новейших версий исчезновения и нахождения неоценимой либереи. И так как тяжелое дело это обязано быть, по способности, точно представленным, призовем на помощь почти все опубликованные ранее оценки и воззрения. Они, как проводники из Истинного в Старь, как маячки, подсветят нам неверные ступени в темный и загадочный колодец веков прежних.