Пропавшая реликвия: в поисках иконы Казанской Богоматери

Пропавшая реликвия: в поисках иконы Казанской Богоматери— Есть в Португалии маленький городок — Фатима. В туристических путеводителях он отмечен как одно из важнейших мест паломничества страны и всего Пиренейского полуострова. Громадный религиозный комплекс и вид лезущих к нему на коленях паломников создают великое воспоминание. Но самым дивным оказалось то, что перевоплощение Фатимы в религиозный центр католиков конкретно соединено с Россией, а главное — и об этом не пишут никакие путеводители!— с католическим храмом соседствует православный, судьба которого напрямую связана с историей одной из самых неясных пропаж XX века, — ведет свое расследование кандидат исторических наук Н. Кривцов.
…Еще 90 лет назад Фатима была ничем не примечательным, можнож сказать, Всевышним позабытым местечком. Но 13 мая 1917 года там вышло волшебство. Трое детей-пастушков стали очевидцами явления Девы Марии. Волшебство повторялось 13 числа каждого месяца вплоть до октября. Молва об этом живо разнеслась по всему Пиренейскому полуострову. И в 1928 году в Фатиме, на месте явления пресвятой Богородицы, выстроили паломническую церковь, площадь перед которой пришлось сделать вдвое большей, чем площадь Святого Петра в Риме, чтоб вмещать всех верующих.
А дева Мария продолжала создавать в Фатиме чудеса. Прибывавшие на поклон избавлялись от болезней, бесплодные до паломничества дамы рождали здоровых деток, мольбы в Фатиме предотвращали беды и клали конец горю…
В огромном храме есть две могилы — в них покоятся тот пастушок и та пастушка, что были очевидцами явления Девы Марии в 1917 году. 3-я пастушка жива до сих пор. Но сестру Лу- сию узреть невероятно. Она среди других монахинь укрылась от мирских взоров в кармелитском монастыре в Коимбре. Тайну послания Богородицы, с которой ей довелось общаться в раннем детстве, она открыла лишь отцу римскому. А послание это было наиболее чем необычным.
Ежели и сегодня шестая часть португальцев неграмотна, то что и говорить о малых детях в далеком 1917 году?Возвратившись домой, удивленные пастушки решили, что им надо молиться не то за ослика Руса, который принадлежал семье Лусии и который тогда недомогал, не то за какую-то светловолосую женщину — «руссу», как поведала им Богородица. Детки в провинциальной малюсенькой Фатиме, конечно же, не знали о существовании таковой страны — Рф, и им слышались только знакомые слова.
— Когда я впервые приехала несколько лет назад в Фатиму, — говорила наша гид, уроженка Русского Союза, — я насторожилась, когда мне стали разговаривать, что я должна помолиться за Россию. Мыслила, мало ли что, подвох какой-то. Но потом оказалось, в этом и был заключен смысл послания Девы Марии.
То, что не смогли понять малые детки, на самом деле значило: «Ежели мои мольбы будут услышаны, Наша родина обратится в другую веру и наступит мир. В противном случае, ее заблуждения распространятся по всему свету, неся с собой войны и гонения на церковь».
А отсюда основной смысл послания Девы Марии в Фатиме: «Россию будут сопровождать несчастья, пока за нее не будут как следует молиться».
Как все совпадает!1-ая глобальная война в самом, апогее. Наша родина опосля февральской революции катилась к смуте. Заключительный разов Дева Мария являлась в Фатиме в октябре… А затем Наша родина вправду обратилась в другую веру, пробовала распространить свои заблуждения по всему свету и неся с собой войны и гонения на церковь.
Как здесь не воздать свои мольбы небу!Я был поражен, узнав все это. Но не меньше я был удивлен, когда, обогнув справа храм и пройдя несколько 10-ов метров по парку, вдруг увидел поднимающуюся из-за деревьев… православную луковку.
А через пару минут передо мной стала и церковь — судя по архитектуре, не очень давней постройки. Поточнее не церковь, а довольно впечатляющее здание, над центральной долею которого и красовался купол-луковка.
— Это здание «Голубой дивизии», — объяснила гид.
Что за «Голубая дивизия»?Откуда православный храм в центре паломничества католиков?
Мы прошли вовнутрь. На втором этаже, под куполом, вмещалась церковь. Вправду, правоверная. Посреди икон я нашел образ преподобного Германа Аляскинского, канонизированного российской иностранной православной церковью и наиболее почитаемого в Америке. Больше ничего выяснить о храме не удалось.
Но прежде чем мы покинули храм, гид поведала мне самое дивное: длинные годы, до недавнего медли, тут хранилась настоящая икона Казанской Богоматери, считающаяся пропавшей теснее много 10-ов лет!Позднее эту информацию мне подтвердил и португальский журналист Жозе Мильязеш Пинту. Он еще сам видел икону в Фатиме — старинную, в дорогом золотом окладе, увенчанном драгоценными камнями…
Известная икона была обретена в Казани в 1579 году, опосля наисильнейшего пожара, истребившего вескую часть городка. Близко от того места, где начался пожар, стоял дом 1-го стрельца, спаленный совместно с другими. Когда стрелец желал приступить к постройке новейшего дома на пепелище, его девятилетней дочери Матроне появилась во сне Божья Матерь и повелела брать икону Ее из недр земли, указав место, где икона пряталась. И 8 июля Матрона на пепелище вправду отыскала образ, на который ей указала Божья Матерь. С иконы сняли перечень и послали королю Ивану Строгому, который повелел на месте приобретения иконы основать женский монастырь…
С той поры икона и находилась в Богородицком монастыре в Казани. Сначала она была почитаема только как местная. Но в 1611 году, в Неясное время, ее список приносили из Казани в Москву совместно с казанским ополчением в стан князя Дмитрия Пожарского. А 22 октября 1612 года этот перечень при сражении с поляками находился у Дмитрия Пожарского. Князь, как знаменито, одержал победу, и с тех пор, по указу короля Миши Федоровича, Чудотворную икону чествуют дважды — 8 июля, в день ее обретения, и 22 октября, в день связанной с ней победы русского оружия.
Оригинал же иконы так и висел в казанском Богородицком монастыре, став на три века главнейшей святыней не только городка, но и всей Рф. Еще при Иване Строгом икону одели в ризу червонного золота, а Екатерина II в. 1767 году при посещении Богородицкого монастыря одела на икону бриллиантовую корону. Вельможи и купцы соревновались в украшении иконы драгоценными камнями и жемчугами…
Но 29 июня 1904 года икона пропала. С этого момента и начинается дивная история ее поисков, неожиданных ее появлений в различных местах, мистификаций и загадок.
Дело о пропаже и поисках иконы Казанской Богоматери — одно из самых знаменитых в российской дореволюционной криминалистике. Расследование с перерывами велось наиболее 10 лет. Документы дела «О похищении в Казани из девичьего монастыря чудотворной иконы Казанской божией матери», хранившиеся в архиве департамента милиции, сочиняют два широких тома. Пропажа иконы всполошила всю страну и обсуждалась на самом высочайшем уровне, вплоть до императора Николая II. В томах дела масса писем и телеграмм от таких жителей нашей планеты, как председатель совета министров Столыпин, министр юстиции Щегловитов, министр внутренних дел Хвостов, директор департамента милиции Виссарионов, член муниципального совета, камергер двора князь Шаринский-Шахматов, столичный генерал-губернатор Гершельман, князь Оболенский, начальник столичной сыскной милиции Кошко, большая княгиня Елизавета Федоровна, церковные иерархи…
Пропажу святыни нашли ранешным днем 29 июня 1904 года. Дверь в храм была взломана, церковный охранник Захаров — связан. Пропали две иконы: Казанская Богоматерь и Спас Нерукотворный.
На ноги тут же была поднята милиция, и по горячим следам похититель был живо найден. Им оказался Варфоломей Чайкин(знаменитый еще как Стоян), крестьянин 20 восьми лет, рецидивист и специалист по церковным кражам. На его совести целый ряд краж из церквей Казани, Коврова, Рязани, Тулы и Ярославля в 1903–1904 годах. При этом самих образов он не крал, а лишь сдирал с них ризы.
И на этот разов он утверждал, что драгоценности и оклад вида продал, а саму икону расколол и сжег в печи.
25 ноября 1904 года начался судебный процесс. На нем было 6 подсудимых: сам Чайкин-Стоян и некто Комов — виновники кражи, церковный охранник Захаров, которого подозревали в соучастии, ювелир Максимов, обвинявшийся в содействии и скупке золота и жемчугов с икон, сожительница Чайкина Кучерова и ее мать Шиллинг, которых оговаривали в укрывательстве виновников кражи и похищенных ценностей.
Примечательно, что Чайкин на предварительном следствии отрицал ликвидирование икон. Но сожительница, ее малолетняя дочь и мать демонстрировали, что видели, как он разрубал иконы на щепки и сжег в печи. При обыске в печи были вправду найдены обгорелые жемчужины, загрунтовка с позолоты, проволоки, гвоздики, петли, которые, по показаниям монахини-свидетельницы, находились на бархатной обшивке иконы. По показаниям Шиллинг, пепел от икон был брошен в отхожее место, где и был найден полицией.
В итоге Чайкин был осужден на двенадцать лет каторги. Другие подсудимые получили наименьшие вердикты, а Захарова оправдали.
Но поиски иконы и проработка иных вероятных версий длились. Уж больно высшую ценность для всех россиян имела известная икона, не говоря уж о стоимости ее оклада, очень уж мощный резонанс вызвало это похищение. Стоит также держать в голове, что похищены были две иконы, и пепел мог принадлежать только одной из них — наименее ценному Спасу Нерукотворному. К тому же оклады обеих икон найдены так и не были.
Потому появилась версия, что икону Казанской Богоматери Чайкин за огромную сумму перепродал старообрядцам — они вправду занимались широкой скупкой дониконовских икон, в частности, брали их из старинных столичных храмов во время разорения Москвы в нашествие Наполеона. В итоге 12 ноября 1909 года в недрах милиции возник скрытый доклад. В Казань был послан особый чиновник, так как до министерства дошли «серьезные сведения о сохранности чудотворной иконы Казанской божией матери». Товарищ министра внутренних дел Курлов отстранил казанского губернатора и начальника казанского жандармского управления от розыска, доверив его творцу доклада Прогнаевскому. А Кошко направил в помощь ему 2-ух самых опытнейших агентов. Один из них и доложил о продаже иконы старообрядцам.
К Чайкину, находившемуся в то время в тюрьме в Ярославле, подсылают разведчиков, через которых пробуют выяснить о местонахождении иконы. Но он теперь только утверждает о сожжении иконы, а не о продаже. Но слухи о возобновлении следствия расползаются теснее по всей Империи, при этом не минуют и тюрем.
И тут внезапно в саратовской тюрьме возникает арестант Кораблев, который заявляет, словно знает, где находится икона. Вступившему с ним в контакт епископу Саратовскому Гермогену Кораблев извещает, что икона типо вправду находится у старообрядцев, и обещает посодействовать ее вернуть, ежели ему смягчат участь и переведут в другую тюрьму, где он смог бы вступить в контакт с другими соучастниками «дела». Невзирая на то, что у «версии» Кораблева находятся влиятельные любители, опытнейший в делах сыска Прогнаевский скоро уверяется, что никаких данных у арестанта нет, а он просто желает организовать побег.
Тем не менее и после заключения Прогнаевского поиски иконы длятся. И тут возникает «дублер» Кораблева, каторжанин читинской тюрьмы Блинов. При этом все следует по тому же сценарию. Блинов просит о смягчении участи, о переводе в другую тюрьму. Его версию поддерживают епископ Читинский Иоанн и даже большая княгиня Елизавета Федоровна, которую ставят в известность о предложениях арестанта и которая через посредников вступает в переговоры с вором. В 1915 году в Курске проводится особое совещание по разработке новейшей версии. Но следователи обнаруживают, что Кораблев только желал сделать копию и выдать ее за настоящую икону, и его опять заковывают в кандалы. Конечной правды не удалось добиться и от Чайкина.
Была ли сожжена икона?Ежели нет, где она находится?А если была вправду уничтожена Чайкиным, то куда делась ее драгоценная риза?Эти вопросцы так и оставались без ответа почти все годы. Окончательно, квалификация Стояна на похищении одних только окладов, показания его самого и свидетелей вроде бы подтверждают версию об уничтожении иконы. Но, с другой стороны, прожженный рецидивист великолепно осмысливал, что стоимость самого вида еще выше стоимости ее ризы.
Если же икона Казанской Богоматери была на самом деле сожжена, то какой же образ висел в Фатиме?Подделка?А может, старинный перечень?Тем наиболее что следы неких из них тоже теряются.
Вспомним, что сходу, по обретении иконы в Казани, с нее был изготовлен перечень и отправлен Ивану Строгому. Знаменито также, что в Москву к Дмитрию Пожарскому в 1611 году попал перечень из Казани совместно с казанским ополчением. Потом он находился в домовой церкви князя на Лубянке, а в 1633 году был своими руками перенесен им в Казанский собор на Красной площади.
Как рассказывает церковная литература, икона Казанской Богоматери, перенесенная из Казани в Москву в 1579 году(возможно, тот самый перечень, изготовленный сходу по обретении иконы), оставалась там до 1721 года. Тогда, по воле Петра I, она была перенесена в Петербург, где находилась в различных храмах, пока в 1811 году, по сооружении Казанского храма, 15 сентября, в день открытия храма, Чудотворная икона не была перенесена и поставлена в его иконостас.
В известной же книжке Зёрна Звонарева «40 сороков» говорится, что «петербургский» перечень был изготовлен в начале XIX века с иконы, хранящейся в Казанском храме Москвы, умышленно для Казанского храма в «северной столице». А значит, сам перечень, изготовленный для Ивана Строгого, оставался в первопрестольной.
Знаменито, по крайней мере, что опосля закрытия Казанского храма на Невском проспекте икона Казанской Богоматери была перенесена во Владимирский храм, работающий и по сей день.
А что же стало с иконой, висевшей в Казанском храме в Москве?Опосля закрытия храма на Красноватой площади его храмовый образ был поначалу передан в Богоявленский собор в Дорогомилове(нынче разрушен), а из него опосля закрытия и этого храма в 1930-е годы икона пропала…
Интересно, что в Москве, в Богоявленском храме в Елохове, нынче имется еще один перечень Казанской иконы, также находившийся в казанском ополчении в 1612 году.
В общем, разобраться в судьбе всех этих списков непросто, так как в церковной литературе перечни именуют просто «чудотворной иконой», и понять, идет ли речь об оригинале либо о копии, невозможно.
Во всяком случае, мы имеем дело как минимум с двумя пропажами: в 1904 году в Казани исчез оригинал, в 1930-е годы в Москве исчез перечень, висевший в Казанском храме. А значит, ежели Чайкин и сжег оригинал, в Фатиме мог объявиться и старинный список.
Потому я решил опять вести свои поиски с Фатимы, прослеживая судьбу висевшей там иконы в обратном направлении. И начал я с выяснения, что это за организация «Голубая дивизия», которая выстроила рядом с католической святыней православный храм, где икона и хранилась.
В этом посодействовал мне Жозе Мильязеш Пинту, который тоже пробовал разобраться, какими маршрутами святой образ из Рф попал в его страну.
Оказалось, что «Голубая дивизия» — религиозная церковная организация антисоветской направленности, которая была сотворена опосля 2-ой мировой войны в США с целью препятствовать распространению коммунизма в мире. Необыкновенно высокопрочны ее позиции в Латинской Америке, а также Испании и Португалии. И в месте явления Божией Мамы в Португалии, где данные Ей в 1917 году пророчества конкретно дотрагивались Рф, она и решила поместить известную Чудотворную икону из Рф. Свое здание в Фатиме «Голубая дивизия» выстроила в 1950-е годы, а православная церковь при нем, зовущаяся там «Византийской», была умышленно предназначена для известной иконы. Так что икона попала в Португалию из США.
Сообразно данным португальского журналиста, исчезнувшая в 1904 году икона с войсками Врангеля была перевезена в Крым, оттуда в Румынию, а затем оказалась в США. А там от русских эмигрантов икона и перешла к «Голубой дивизии».
Эту версию можнож было бы принять практически неоспоримо, если бы я не узнал, что в 1960-е годы из Великобритании поступили сведения, что у одного коллекционера найдена «древняя Казанская икона Богоматери, во многом походившая на подлинную». «Всплыла» она словно на знаменитом аукционе «Сотбис». Ее — как говорится в книге «40 сороков» — перевезли в США, где архиепископ Сан-Францисский Иоанн Шаховской попытался организовать сбор средств для приобретения святыни, но нужной суммы смонтировать так и не удалось. Как икона оказалась у коллекционера в Англии — инфы на этот счет нет. Но это и понятно. Как верховодило, обладатели ценностей, некогда исчезнувших в результате кражи, не особенно размещены открывать пути и способы их приобретения. Если же речь следует о подделке, то желание не предавать этот факт огласке тем более очевидно.
Главное же, по обеим версиям следы иконы Казанской Богоматери отыскиваются в Америке.
Условно иконы, прибывшей в 60-е годы из Великобритании, профессионалы узнали, что оклад ее — настоящий, с самого чудотворного вида из Казани, украденный Чайкиным, но сама она — примечательная копия нашего века. О дальнейшей же доле этого вида в книге «40 сороков» говорится последующее: «В конце концов икона была приобретена церковной церковью и помещена в знаменитом месте явления Божией Мамы в Португалии в 1917 году — Фатиме, в Восточном центре католиков».
Какая же из версий поближе к истине и какая все-таки икона попала на Пиренейский полуостров из США?
Единственно, что можнож сказать практически с уверенностью, — оклад иконы, висевшей в Фатиме, был настоящий. Это подтверждают и заключения профессионалов об «английской» иконе, и описания португальского журналиста того вида, что он видел у себя на родине(«в дорогом золотом окладе, увенчанном драгоценными камнями»).
Но насчет самой иконы ясности нет. Была ли это уникальная икона из Казани(уцелевшая, а вовсе не сожженная Чайкиным), «московский» перечень из Казанского храма, пропавший в 30-е годы, либо «прекрасная копия» нашего века?
Отдать ответ на этот вопросец было бы нетрудно, если бы икона опять не исчезла. Правда, на этот разов была уже не пропажа.
И следы ее не потерялись: икона оказалась в Ватикане.
Как удалось узнать Жозе Мильязешу Пинту, по условиям бывших собственников иконы она обязана была возвратиться в Россию опосля падения коммунистического режима. Вероятно, икона и возвратилась бы опосля всех перипетий на родину. Но появилось одно очень существенное препятствие.
Кому отдавать образ?Российской православной церкви либо Российской иностранной православной церкви?К сожалению, обе церкви пока никак не могут придти к согласию. Потому заместо Рф икона из Фатимы и была переправлена в Ватикан, где находится и по сей день. И когда Наша родина опять обретет ее, так и неясно.
Так что по-прежнему судьба Чудотворной иконы Казанской Богоматери окружена загадками.
Но подобные загадки все-таки можнож раскрыть. И это подтверждает судьба иной святыни российской православной церкви — иконы Тихвинской Богоматери, тоже считавшейся безвозвратно утерянной.
Обретенная в 13 83 году в Новгородских землях, она с 1560 года находилась в Богородицком монастыре в Тихвине. Пока в годы 2-ой мировой войны во время оккупации не исчезла. А затем, спустя несколько лет, нашлась в Чикаго, у православного архиепископа Чикагского и Миннеаполисского Иоанна. Правда, до этого она «всплывала» в разных местах, иногда при очень странноватых обстоятельствах, которые вызывали массу вопросцев, и главным из них был — а подлинная ли икона находится в Чикаго?
Путь Тихвинской иконы в Америку решила проследить финская исследовательница Ауно Яаскинен, умышленно занимавшаяся исследованием святого вида. В марте 1944 года при отступлении гитлеровской армии, германские бойцы из Тихвинского монастыря перевезли икону через Псков в Ригу, где в то время епископом и служил Иоанн. Там икона была временно помещена в нижней церкви дамского монастыря, но ее пришлось отобрать и оттуда — отступление германской армии длилось. Ее с другими вещами повезли на катере в Лиепаю. Но потом она была брошена на берегу и… оказалась во владении Иоанна.
Когда Иоанн бегал в американскую оккупационную зону, он перевез икону Тихвинской Богоматери поначалу в Данциг, потом в Кобленц и Прагу. Икона была с ним все четыре года, что он скитался по различным таборам беженцев в Германии, пока в 1949 году она в конце концов не попала с ним в Америку. Поначалу некое время она находилась в Бостоне, затем — в Нью-Йорке, и лишь позже отыскала приют в Чикаго, где и хранится по сей день. По крайней мере, в 1995 году я сам ее видел там в православном Троицком соборе.
Ауно Яаскинен удалось получить разрешение изучить «чикагскую» икону и даже провести ее экспертизу при поддержки рентгеновских снимков. И она сделала однозначный вывод: «икона, которую я видела в Чикаго — из Тихвинского монастыря». Яаскинен подтверждает и подлинность серебряного оклада, увенчанного драгоценными камнями и изготовленного в 1718 году в Тихвинском монастыре. При этом финская ученая даже уточняет время творения иконы: она считает, что написана она была быстрее в XV веке, а не в конце XIV, как принято было думать ранее.
Так, вопросцы условно подлинности, а следовательно, и таинственного вторичного приобретения Тихвинской иконы были сняты научной экспертизой. Вот если бы такой же экспертизе удалось подвергнуть и Казанскую икону, перевезенную из Фатимы в Ватикан!
Но пока что это из области желанного. И вопросов остается множество. Уничтожил ли Чайкин необычную икону?Какова судьба перечня из Казанского храма в Москве?Ежели Чайкин все же спалил икону в 1904 году, какими маршрутами попал на Запад ее оклад?Находилась ли в Фатиме икона старинного письма или же это была лишь копия?Почти все могут открыть хранилища Ватикана, нежданности способны принести находки в частных коллекциях на Западе. Но ясно одно: пропажа иконы Казанской Богоматери — одна из самых великих загадок ушедшего века.
P.S. А пока Ватикан решил передать Рф одну из икон, и в 2004 году она была доставлена в Казань.

Теги: ИсторияцивилизацииПропавшаяреликвияпоискахиконыКазанскойБогоматери

Дата публикации: 29 ноября 2011, 20:44

Автор новости: kanikulyrulyt

Просмотров: 1284

Погода в селе Кочубеевское

Социальные сети

Рекомендуем

Календарь праздников