«Это было недавно — это было давно»

«Это было недавно — это было давно»

Живую связь времен реализуют люди, пока они живы. Создание и бережное сохранение традиций особенно важно в бурные периоды зарождения нового средства коммуникации. Если бы в самом начале 60-х годов мы сумели детально проанализировать и критически осмыслить все просчеты деятельности телевидения пятидесятых и бережно сохранить и преумножить все достижения этого периода, удалось бы избежать многих ошибок в будущем. У нас уже многое написано, осмыслено, в вузах читаются лекции по истории телевидения, и все же по целому ряду вопросов имеются неясности, разночтения. Цель данной статьи — не воспоминания о людях и передачах, не обмен опытом, а попытка проследить некоторые положительные и отрицательные тенденции первого периода, проявившиеся затем в последующие десятилетия. Советское телевидение 50-х годов было, конечно, еще ребенком, но ребенком, рожденным в социалистической стране, обладающим незаурядными задатками, некоторые из которых, на мой взгляд, и до сего времени развились не в полной мере.

Самое примечательное, пожалуй, то, что социалистический строй предоставил молодому телевидению режим наибольшего благоприятствования. Ни в одном буржуазном государстве ТВ в момент своего рождения не получало столь неограниченных возможностей. В 50-е годы у нас в стране телевидение фактически было выведено за пределы конкурентной ситуации. Впервые мы, сотрудники ЦСТ, почувствовали это в полной мере, работая в телестудии советского павильона Всемирной выставки в Брюсселе — «ЭКСПО-58». Имея возможность ежедневно смотреть по каналам Евровидения передачи буржуазных стран Европы, мы с гордостью ощутили все преимущества советских принципов телепрограммирования тех лет. ТВ европейских стран сидело тогда на «голодном пайке», находясь в состоянии острейшей конкурентной борьбы не только с театром, кинематографом, но и с концертными и спортивными организациями. Эфир заполняли немые фильмы 20-х годов, шедшие с субтитрами; новых театральных спектаклей и концертов зрители вообще не видели, спортивные трансляции давались в урезанном виде.

В нашей теоретической литературе установилось несколько пренебрежительное отношение к программам советского ТВ 50-х годов — ну, что, мол, сплошная репродукция, ретрансляция. Забывается, однако, содержательная сторона программы и оперативность показа новых произведений театра и кино. Телезрители фактически могли посмотреть новый советский фильм через десять дней после его выхода на экран, а премьеры лучших академических театров — через месяц. Если прибавить к этому возможность регулярных просмотров шедевров мирового кино прошлых лет, то в известном смысле можно и позавидовать телезрителям пятидесятых. Фигурально выражаясь, телережиссерами тех лет были Эйзенштейн и Гриффит, Пудовкин и Шестром, Довженко, Михаил Ромм, Чаплин и другие великие деятели мирового кино; постоянными телевизионными авторами — Шекспир, Лев Толстой, Шиллер, Островский, Леонов, Вишневский, Погодин, Арбузов; телевизионными актерами, которых телезритель видел еженедельно,— Тарасова, Еланская, Кторов, Пашенная, Яншин, Андровская, Массальский, Рубен Симонов и многие другие корифеи советского театра.

Дата публикации: 30 января 2012, 21:42

Автор новости: admin

Просмотров: 878

Погода в селе Кочубеевское

Социальные сети

Рекомендуем

Календарь праздников