Космический аппарат Opportunity обнаружил следы пресной воды на Марсе

Космический аппарат Opportunity обнаружил следы пресной воды на МарсеМарсоход подтвердил сделанное ранее открытие о том, что на Красной планете в древности была вода, пригодная для живых организмов.
Специалисты НАСА заявили, что марсоход Opportunity («Оппортьюнити») подтвердил открытие, сделанное ранее аппаратом Curiosity: он нашел доказательства, что в древности на Марсе была вода, пригодная для живых организмов.
Данные с автоматических зондов ранее свидетельствовали, что марсианская вода отличалась экстремальной высокой кислотностью и соленостью. Однако, марсоход Curiosity в марте 2013 года получил доказательства, что в древности марсианская природная среда была пригодна для жизни, в частности, вода на Красной планете была почти пресной и нейтральной. Теперь результаты работы Opportunity подтвердили это открытие.
Научный руководитель миссии Стив Сквайрс (Steve Squyres) сообщил, что марсоход изучал химический состав камня, которому ученые присвоили название Esperance 6. В частности, Opportunity фиксировал соотношение алюминия, калия, кальция и натрия, а также железа в глинистой породе в трещинах камня. Эксперты считают, что данная «глина» могла формироваться только при наличии большого количества воды. Как выяснилось, эта вода была практически пресной.
«Это была вода, которую вы могли пить», — подчеркнул Сквайрс, отметив, что до сих пор на Марсе находили лишь следы воды, которая больше была похожа на серную кислоту. «Этот результат — одна из самых важных находок за всю миссию», — добавил научный руководитель миссии.
В настоящее время марсоход Opportunity отправляется в новый район Красной планеты для продолжения исследовательской работы. Аппарат движется к так называемой точке Соландера (Solander Point), где находится обнажение пород с большим количеством слоев, интересных для изучения в точки зрения геологии.
Два космических аппарата, марсоход Opportunity и его «близнец» Spirit, отправились к Марсу почти десять лет назад — 10 июня и 7 июля 2003 года. Ожидалось, что марсоходы проработают на поверхности Красной планеты около трех месяцев, однако Spirit функционировал до 2010 года, а Opportunity исследует планету до сих пор, передает РИА Новости.
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
Дмитрий Вибе, заведующий отдела физики и эволюции звезд Института астрономии РАН:
— Само по себе наличие воды на Марсе — факт, не несущий в себе никакой сенсации. А вот то, что ранее эта вода была пресной, уже более интересное открытие. Дело в том, что при нынешних температурах на Марсе вода может существовать только в очень соленом состоянии. Так что можно говорить о том, что раньше на Марсе был совершенно другой климат. С другой стороны, о том, что когда-то на Красной планете» были совсем иные температурные условия, говорят следы рек и озер, обнаруженные ранее — сегодня там возможны лишь ручейки, которые моментально испаряются. Я бы, впрочем, не стал, отталкиваясь от открытия американских ученых, больше верить в то, что на Марсе когда-то была жизнь. Да, наличие пресной воды означает возможность существования совершенно иной атмосферы, но процент наличия или отсутствия жизни на Марсе для меня остался прежним — это 50 на 50, либо была, либо не была.
Вообще, если говорить о воде, то она далеко не столь редка в космосе, как принято думать. Есть основания полагать, что вода есть на Луне. Исследованиями доказано, что вода присутствует на спутниках Сатурна и Юпитера. так что Марс может оказаться не самой перспективной для изучения именно с этой точки зрения планетой. Но все же открытие, подтвержденное марсоходом Opportunity, повторюсь, очень любопытное. Только все же стоит обойтись без скоропалительных выводов.