Тайны истории. Леонардо да Винчи

Он один из самых известных гениев всех времён, образец универсального человека, художник и изобретатель, чьи идеи опередили своё время. Танк, скафандр, вертолёт. Однако некоторые малоизвестные факты говорят о том, открытия Леонардо были далеко не такими революционными, как принято считать.
Моника Аззолини, лектор, специалист по эпохе Возрождения:
— Он прекрасно ориентировался в знаниях, накопленных его эпохой, и пользовался ими.
Правда ли, что Леонардо, эта суперзвезда Ренессанса, всего лишь шёл в ногу со своей эпохой? В нашем исследовании мы рассмотрим технические достижения Европы 15–16 веков. С помощью самых современных технологий рассмотрим самую знаменитую картину и откроем тайны истории о Леонардо да Винчи.
Италия 16 века. Эра величайших открытий в искусствах, науках и инженерии. И, пожалуй, самая знаменитая фигура этого времени — Леонардо да Винчи. Века, прошедшие после его смерти, сделали его образ чуть ли не богоподобным, он стал символом итальянского Возрождения. Специалист по Возрождению Моника Аззолини исследует восхождение да Винчи к рангу величайшего художника Италии.
Моника Аззолини, лектор, специалист по эпохе Возрождения:
— Со временем Леонардо превратился в икону. Существует этот романтический образ человека Возрождения, и Леонардо воплотил в себе этот образ. Во многом это история возникновения мифа, объединившего в себе все добродетели Возрождения.
Наше расследование того, как Леонардо стал культовой фигурой, начинается в 1452 году в городке Винчи в Тоскане. Леонардо был незаконнорожденным сыном местного нотариуса и крестьянки. Несмотря на своё скромное происхождение, Леонардо станет человеком, который окажет влияние практически на все области знания. Но лишь спустя долгое время после его смерти станет известно о поразительном масштабе его открытий и о его вкладе в науки.
Моника Аззолини, лектор, специалист по эпохе Возрождения:
— Впервые записи Леонардо публикуются в конце 19 века. Немецкий учёный Жан Поль Рихтер начинает расшифровывать и переводить его труды. После публикации этой работы в конце 19 века содержание трудов Леонардо становится доступно широкой общественности и учёным.
В глазах публики, поражённой идеями и изобретениями Леонардо, он становится сверхъестественным гением.
Моника Аззолини, лектор, специалист по эпохе Возрождения:
— Отношение к Леонардо меняется, когда учёные осознают широту его познаний и разнообразие его интересов. Тогда и возникает образ эрудита Леонардо. Теперь в нём видят человека, сведущего почти во всех областях.
Однако эксперты обнаруживают данные, говорящие о том, что авторство многих идей Леонардо могло принадлежать вовсе не этому великому человеку. Гениальный Леонардо имел возможность непосредственно общаться со многими великими деятелями Возрождения.
В конце 15 века великий меценат Лодовико Сфорца захватывает герцогство Милана, которым правил его племянник. Он поселяется в родовом поместье — крепости Сфорца и приглашает к своему двору лучших художников и инженеров. В 1482 году в круг избранных попадает и Леонардо. Он проживёт в этом замке 17 лет. В 1496 году ко двору Сфорца прибывает знаменитый математик Лука Пачоли.
Моника Аззолини, лектор, специалист по эпохе Возрождения:
— Преподавая в Милане, он знакомится с Леонардо, и большинство познаний в математике Леонардо приобретает от Пачоли. Вероятно, это была дружба учителя и ученика.
В 1499 французы вторгаются в Италию, и Сфорца теряет своё могущество. Оставшиеся без покровителя Леонардо и Пачоли покидают Милан, но их сотрудничество продолжается.
Моника Аззолини, лектор, специалист по эпохе Возрождения:
— Позже Леонардо сам помогает Пачоли. Ему приписывается изображение многогранников, геометрических тел в одной из самых значительных работ Пачоли — послании «О божественной пропорции». Математические знания, которые он впитывает, общаясь с Пачоли, будут фундаментом для многих из его знаменитых инженерных изобретений.
Математика не единственная область, в которой Леонардо перенимает знания у других. Дальнейшие исследования обнаружили и другие источники, которые легли в основу знаменитых изобретений Леонардо — водолазный костюм, танк, летательные аппараты. Правда ли, что все эти изобретения будущего не принадлежат Леонардо да Винчи? Профессор Паоло Галуцци тщательно изучил научное наследие Италии. Во Флоренции он изучает связи Леонардо с другими выдающимися инженерами Возрождения.
Профессор Паоло Галуцци, директор института истории и науки во Флоренции:
— Если мы хотим увидеть настоящего, исторического Леонардо, мы должны рассматривать его в контексте эпохи.
В начале Возрождения в провинции Сиена произошёл технологический расцвет. Сиена становится центром инженерного новаторства. Города находятся всего в пятидесяти километрах друг от друга. Появляется новое движение, которое пытается совместить классические технологии и новые экспериментальные устройства. Мариано Таккола стоит во главе этого нового инженерного движения.
Профессор Паоло Галуцци, директор института истории и науки во Флоренции:
— Таккола принадлежит огромная роль. Его рукописи полны рисунков, на них изображены сотни машин. Это революция в сравнении с тем, что было до него.
Города итальянского Возрождения полны статуй, изображающих своих знаменитых жителей. Но Таккола, как ни странно, не удостоился такой чести. Несмотря на 5 сохранившихся томов этого революционного инженера и художника, служащих доказательством его гения. Трудно не заметить сходства между рисунками Таккола и рисунками в тетрадях Леонардо.
Тайны истории. Леонардо да ВинчиЕсть даже рисунок, напоминающий витрувианского человека, хотя и не такой удачный, как у Леонардо.
Есть ещё и документальное подтверждение того, что Леонардо видел работы Таккола. Франческо ди Джорджо, другой выдающийся сиенский инженер, унаследовал манускрипты Таккола и основал на них многие свои работы, улучшив качество конструкций и чертежей. Позже Леонардо сделает то же самое с работами ди Джорджо.
Известно, что у Леонардо была по крайней мере одна из рукописей ди Джорджо. Сохранилась рукопись из его личной библиотеки с пометками, оставленными рукой Леонардо.
Профессор Паоло Галуцци, директор института истории и науки во Флоренции:
— Я обнаружил только один случай, когда Леонардо, скажем так, цитирует Таккола в своих рукописях. Но этого вполне достаточно, чтобы заключить, что Леонардо был знаком с работами Таккола. Франческо ди Джорджо унаследовал все рукописи Таккола, а Леонардо имел одну из рукописей Франческо. А это значит, что знания передавались от Таккола к Франческо ди Джорджо и к Леонардо.
Тайны истории. Леонардо да ВинчиВ сиенских манускриптах есть изображения подводных дыхательных аппаратов, и многие из них удивительно похожи на работы Леонардо.
Профессор Паоло Галуцци, директор института истории и науки во Флоренции:
— Сохранились упоминания о тексте начала 15 века, в котором говорится о попытках снарядить человека для погружения под воду.
По-видимому, разработки Леонардо основываются на этом опыте. Но как и витрувианский человек, эти чертежи Леонардо имеют явные отличия.
Профессор Паоло Галуцци, директор института истории и науки во Флоренции:
— Это очень грубый, непроработанный эскиз, далеко не такой наглядный, как чертежи Леонардо.
Тайны истории. Леонардо да ВинчиИтак, Леонардо не изобрёл первый водолазный костюм, но он значительно улучшил существующий прототип. И дело не только в красоте иллюстраций. Он вносит технические улучшения в аппараты.
Кроме того, Леонардо вошёл в массовое сознание как первый теоретик авиации. Его считают первооткрывателем принципов авиации. И сегодня ему приписывают изобретение многочисленных летательных аппаратов: от парашюта и дельтаплана до вертолёта.
Доктор исторических наук Тобиас Кэпвелл отправился в английское графство Уилшир, чтобы изучить жизнь одного из предшественников Леонардо — Эйлмера из Малмсбери.
Доктор Тобиас Кэпвелл, историк:
— Эйлмер был монахом, жившим в средневековом монастыре здесь, в Малмсбери. Родился он около 980–985 года и умер вскоре после нормандского завоевания в 1066 году.
Его история появляется в манускрипте 12 века и ставит под сомнение статус Леонардо как изобретателя летательных аппаратов.
Доктор Тобиас Кэпвелл, историк:
— В начале 12 века другой монах аббатства Малмсбери — Вильям написал труд под названием «История английских королей», где и упоминается Эйлмер.
Он был человеком учёным по тем временам. В свои юные годы совершил он поступок замечательной храбрости. Привязав к рукам и ногам крылья, чтобы лететь подобно Дедалу, он прыгнул с вершины башни и на восходящем потоке пролетел более двухсот метров. Но захваченный жестоким воздушным вихрем, он упал, сломал обе ноги и на всю жизнь остался калекой.
Доктор Тобиас Кэпвелл, историк:
— Самое интересное, что это можно считать историческим фактом, ведь Вильям Малмсберийский не просто известен как один из самых достоверных историков того времени, он был, к тому же, земляком Эйлмера. Он мог слышать об этом от людей, чьи деды или прадеды своими глазами видели полёт Эйлмера над Малмсбери. А это уже почти свидетельство очевидца.
Тайны истории. Леонардо да ВинчиТой башни, с которой прыгнул Эйлмер, больше нет, но сохранившееся аббатство имеет примерно ту же высоту. С края крыши мы видим, что для отважного Эйлмера упасть с такой высоты значило бы разбиться насмерть. Место, где, как утверждают, приземлился Эйлмер, и сегодня известно жителям. Это тропинка Оливера: Эйлмера по ошибке переименовали в Оливера в одном из изложений этой истории в 14 веке. Согласно Вильяму Малмсберийскому, Эйлмер пролетел 200 с лишним метров. Это больше половины высоты Эмпайр-стейт-билдинг. Если прочертить траекторию полёта Эйлмера, становится ясно, насколько впечатляющим был его полёт.
Доктор Тобиас Кэпвелл, историк:
— То обстоятельство, что Эйлмер потерпел аварию, сломал себе ноги, ещё не означает, что его полёт был неудачным. Он стартовал с высоты в 25 метров и преодолел расстояние более чем в 200 метров. Это приличный результат даже для современных дельтапланеристов. Ему не удалось приземление. Но в том, что касается полёта, он прекрасно разобрался.
Фактом остаётся то, что Эйлмер не смог стабилизировать свой аппарат. Но из записей Вильяма Малмсберийского мы знаем, что Эйлмер понял свои ошибки.
Доктор Тобиас Кэпвелл, историк:
— Это историческое свидетельство интересно ещё тем, что Эйлмер, как сказано, сам указывал причину своего крушения. Он забыл установить хвост на свой летательный аппарат, а значит, в уме этого средневекового изобретателя уже был прообраз современного самолёта.
Тайны истории. Леонардо да ВинчиИтак, люди начали изучать принципы воздухоплавания за несколько столетий до Леонардо. Эскизы примитивных летательных аппаратов итальянских инженеров также предшествуют чертежам Леонардо. Существует мнение, что Леонардо использовал идеи предшественников в своих более сложных аппаратах. Но при ближайшем рассмотрении оказывается, что в аппаратах Леонардо нет никаких особенных инженерных чудес.
Доктор Тобиас Кэпвелл, историк:
— Леонардо много прославляли как великого учёного и изобретателя. И, конечно, среди самых знаменитых его работ его рисунки летательных аппаратов. Но не стоит думать, что красивые рисунки — это то же самое, что гениальные изобретения. Это не так. Ни одна из этих машин не смогла бы подняться в воздух. Даже его вертолёт неработоспособен. Знаменитый чертёж вертолёта Леонардо, судя по всему, был вдохновлён летающей игрушкой, завезённой торговцами из Китая. И действительно, эта идея сгодилась бы для игрушки, но Леонардо, видимо, не понимал, что нельзя просто взять предмет и увеличить его в размерах. Он не понимал отношения между масштабом и массой. Если просто сделать гигантскую копию китайской игрушки, она не сможет поднять в воздух человека.
Улучшения, внесённые Леонардо, не применимы и не оригинальны.
Моника Аззолини, лектор, специалист по эпохе Возрождения:
— Можно сказать, что он воспроизводил уже известные изобретения и вносил в них улучшения. А в этом он не так уж уникален. Многие из менее известных его современников пытались сделать то же самое и создавали подобные машины.
Историческая ирония в том, что после публикаций тетрадей Леонардо ему приписали изобретения, на которые сам он никогда не претендовал, в то время как рукописи настоящих авторов механизмов остались незамеченными. Образ гениального инженера Леонардо, чьи революционные изобретения обогнали его времена, становится неубедительным.
Моника Аззолини, лектор, специалист по эпохе Возрождения:
— Наверное, было бы несправедливо считать, что он шёл впереди своего времени. Я думаю, он и сам понимал, что он многим обязан средневековой традиции эпохи Возрождения, к которой он сам принадлежал.
Но уже его современники провозгласили его как человека, который глубоко повлиял на изобразительное искусство. Профессор Мартин Кемп — всемирно известный эксперт. Он посвятил 40 лет изучению эпохи Возрождения и Леонардо.
Мартин Кемп, почетный профессор истории искусств Оксфордского университета:
— Его называли гением, и это, конечно же, удивительная фигура. Человек, который написал «Мону Лизу» — самую знаменитую в мире картину. Такой человек должен из себя что-то представлять.
Уже в раннем возрасте в Леонардо признали гений художника. Мальчиком его отдали в ученики в мастерскую прославленного Верроккьо.
Мартин Кемп, почетный профессор истории искусств Оксфордского университета:
— Верроккьо был одним из великих флорентийских мастеров-универсалов, возможно, лучший во Флоренции. Он воспитал несколько значительных художников. Молодому Леонардо дорога лежала в эту мастерскую.
Великий талант Леонардо вскоре стал очевиден.
Мартин Кемп, почетный профессор истории искусств Оксфордского университета:
— С ранних лет он известен как восходящая звезда. Несомненно, в нём признавали большой талант.
И нигде гений Леонардо не выразился так полно, как в самой знаменитой его картине. «Мона Лиза». История о похищении картины в 1911 году разнеслась по всему миру. И картина вошла в массовую культуру, а Леонардо вновь оказался в центре всеобщего внимания.
Мартин Кемп, почетный профессор истории искусств Оксфордского университета:
— Можно сказать, что в отношении техники живописи «Мона Лиза» — это вершина его мастерства.
Паскаль Котт — инженер и изобретатель, который разработал уникальную систему сканирования изображений. Он создал многоспектральную камеру, которая позволяет отследить каждый этап создания этой великой картины.
Паскаль Котт, инженер-изобретатель:
— Камера даёт возможность смотреть сквозь слои краски, и мы можем восстановить историю создания картины.
Мартин Кемп, почетный профессор истории искусств Оксфордского университета:
— Картины времён Ренессанса очень многослойны. На один слой краски клали другой, третий и так далее. Технология Паскаля Котта позволяет исследовать не только поверхность картины, но и с помощью инфракрасных лучей заглянуть за неё.
Паскаль получил особый доступ к портрету Моны Лизы в Лувре в Париже и имел возможность изучить легендарную картину с помощью своей сверхсовременной технологии. Здесь, в лаборатории Lumiere Technology с Париже находятся результаты его сканирования «Моны Лизы». Паскаль отпечатал репродукцию «Моны Лизы» и установил её перед сканером, чтобы продемонстрировать работу своей установки. Обычная профессиональная камера имеет матрицу около 20 миллионов пикселов и различает 3 цвета или 3 длины волны света. В матрице камеры Паскаля 240 миллионов пикселов, она делит цветовой спектр на 13 частей, 4 из которых невидимы для глаза.
Тайны истории. Леонардо да ВинчиПаскаль Котт, инженер-изобретатель:
— Вот так выглядит наш барабан-фильтр. Вы видите установленные здесь 13 фильтров. Каждый фильтр выделяет для сенсора одну узкую полосу световых частот. Сенсор сканирует всю поверхность через первый фильтр. Отсканировали, переключаемся на следующий фильтр.
Данные, воспринимаемые каждым пикселем, рассчитываются камерой. На выходе — огромный массив информации. Результаты сканирования, полученные Паскалем, это многочисленные таблицы и диаграммы. Загрузив эти данные в компьютер, Паскаль при помощи специальной программы может воссоздать каждый этап написания портрета Моны Лизы. Технология Паскаля даёт научное изображение сложной и кропотливой техники наложения слоёв, которое называется сфумато.
Мартин Кемп, почетный профессор истории искусств Оксфордского университета:
— Леонардо писал очень необычным способом. Он использовал лессировку, к связующему веществу — к маслу — добавлялось немного краски. Получался тонкий прозрачный слой окрашенного масла. Если положить его на белый фон, получится как бы тонкая пелена света. Затем он накладывал ещё один слой и ещё один. И получалось, что свет будто бы проходит через цветные стёкла, отражается от белого фона и возвращается.
Сканирование также показало, каким образом Леонардо усиливал цвета. Снимки показывают, как Леонардо передавал светотень. Он не просто добавлял чёрный или более тёмный цвет, а накладывал цвета слой за слоем, чтобы изобразить тени. Это настолько сложная техника, что никому и никогда не удавалось её сымитировать. Настоящий гений Леонардо проявляется в его картинах. И хотя он не был тем великим инженером-изобретателем, каким его считали, разнообразие дисциплин, которым посвящены его записи, говорит об удивительной широте его познаний.
Моника Аззолини, лектор, специалист по эпохе Возрождения:
— В его тетрадях встречаются ботаника, астрономия, медицина, всё, что касается живописи — теория цвета, теория живописи. Разнообразие его интересов просто неслыханно. Даже для эпохи Возрождения.
Профессор Паоло Галуцци, директор института истории и науки во Флоренции:
— Для нас Леонардо — это человек, получивший дар от Бога или от природы, как угодно. Дар, благодаря которому он сам стал почти что богом, волшебником.
Что бы ни говорили разные историки, но по прошествии почти пятисот лет после смерти Леонардо да Винчи именно его художественный гений выдержал испытание временем.

Теги: ЧеловеческиесудьбыТайныисторииЛеонардоВинчи

Дата публикации: 20 июня 2013, 20:53

Автор новости: schelkin1

Просмотров: 669

Погода в селе Кочубеевское

Социальные сети

Рекомендуем

Календарь праздников