Как устроена Вселенная. Звёзды

Звёзды — они большие, они горячие, они везде. Звёзды правят Вселенной. Наша судьба связана с судьбой звёзд. Рождённые в ярости, гибнущие в колоссальных взрывах. Они наполняют Вселенную космической пьлью — строительным материалом для всего живого.
— Каждый атом нашего тела был создан в огненном ядре звезды. Звёзды — основа нашей Вселенной. Именно здесь начинается жизнь.
Ночное небо усеяно звёздами.
Профессор Лоуренс Краусс, астрофизик:
— В ясную ночь в сельской местности при удаче можно увидеть около 3 000 звёзд, но это лишь самая верхушка огромного космического айсберга. Только в нашей Галактике больше 100 миллиардов звёзд, а в обозримой Вселенной более 100 миллиардов галактик. Звёзд в них больше, чем песчинок на Земле.
Каждая звезда могущественна и создаёт строительный материал для всего в нашей Вселенной, в том числе и для нас. Большинство звёзд так далеко, что мы знаем о них очень мало. Но одна звезда очень близко, и практически всё, что мы знаем о звёздах, мы узнали благодаря этому соседу.
Профессор Лоуренс Краусс, астрофизик:
— Свет нашего Солнца, который омывает нас и согревает каждый день, не что иное, как звёздный свет. Ведь наше Солнце такая же звезда, как все остальные.
С Земли Солнце кажется ослепительно сияющим шаром. Но если убрать сияние, на вашем дворе появится одно из самых мощных небесных тел во Вселенной. Этот газовый шар колоссально высокой температуры освещает нашу Солнечную систему уже четыре с половиной миллиарда лет и определяет всю жизнь на Земле.
Профессор Лоуренс Краусс, астрофизик:
— Солнце в 150 миллионах километров от нас, а значит, на самом деле оно огромно. Его диаметр больше миллиона километров.
Как устроена Вселенная. ЗвёздыОднако Солнце кажется крохотным по сравнению с действительно большими звёздами. Эта Киля (η Carinae) более чем в 5 миллионов раз больше Солнца. Бетельгейзе в 300 раз больше η Киля. Если бы наше Солнце было такого размера, оно дотянулось бы до Юпитера.
Этот монстр из созвездия Большого Пса, самая большая из ныне открытых звёзд, в миллион раз больше Солнца.
Звёзды сияют разными цветами: от красного до жёлтого и голубого. Некоторые живут в одиночестве. Другие парами, вращаясь друг вокруг друга, а потом объединяясь в огромные галактики из миллиардов звёзд. Но жизнь всех звёзд начинается одинаково: из облаков пыли и газа под названием «туманность». Эти туманности протяжённостью в миллиарды километров плавают сквозь космос и поражают своими очертаниями.
Туманность Пылающая. Туманность Конская Голова. Туманность Ориона. Каждая туманность — это звёздная колыбель, где зарождаются миллионы новых звёзд. Но рождение это нелегко увидеть.
Доктор Мишель Таллер, астроном:
— Самое впечатляющее в туманностях — не тот красиво пылающий газ, который мы видим, а тёмные участки. Тёмные области состоят из плотного газа и пыли. Именно там идут главные процессы формирования звёзд.
Облако космической пыли настолько плотное, что обычным телескопом не пробиться внутрь него.
Доктор Мишель Таллер, астроном:
— Для нас нет ничего важнее звёзд, но то, как они появляются, долго оставалось загадкой. Мы не могли за этим наблюдать. Только подумайте, мы вообще не видели первые моменты жизни звезды.
До 2004 года, когда НАСА запустило космический телескоп Спитцер (Spitzer).
Хроника:
— Он стартовал в поисках потаённых секретов нашей Вселенной.
Спитцер — это инфракрасный телескоп. Он видит только тепло. Плотная космическая пыль туманностей пропускает тепло, и Спитцер видит, как внутри зарождается новая звезда.
На этих потрясающих кадрах запечатлены самые ранние моменты жизни звезды, когда области, заполненные водородом, начинают нагреваться.
Как устроена Вселенная. ЗвёздыДоктор Мишель Таллер, астроном:
— Немного газа — и космическая пыль светится. Области, бывшие абсолютно тёмными, теперь стали яркими. Мы видим самые ранние этапы формирования звёзд. Всё, что требуется, — водород, сила притяжения и время.
Сила притяжения собирает космическую пыль и газ в гигантский вихрь.
Доктор Мишель Таллер, астроном:
— Сила притяжения стягивает вещество, а когда собираешь и сжимаешь вещество в меньший объём, оно непременно нагревается. Простой химический закон. Если что-то сжать, температура повышается.
На протяжении многих тысяч лет облако космической пыли становится всё плотнее и образует громадный вращающийся диск больше всей Солнечной системы. В его центре сила тяжести сминает газ в сверхплотный невероятно горячий шар. Давление нарастает, пока из центра не вырываются гигантские газовые струи.
Как устроена Вселенная. ЗвёздыДоктор Мишель Таллер, астроном:
— Это показывает, насколько яростный процесс формирования звёзд. Эти струи простираются на много световых лет, они преодолевают немыслимые расстояния.
Благодаря силе тяжести, сохраняется давление, которое втягивает газ и пылевые частицы. Они врезаются друг в друга, и выделяется всё больше и больше тепла. За следующие полмиллиона лет звезда становится меньше, ярче и горячее. Температура в центре достигает 8 миллионов градусов. И лишь при такой ошеломительной температуре газовые атомы начинают объединяться и выделять колоссальное количество энергии. Вот так и рождается звезда. И она будет светить миллионы, а может быть, миллиарды или даже триллионы лет.
Звёзды излучают огромное количество тепла и света многие миллиарды лет. Но это требует огромного расхода топлива. К началу 20 века никто и представить не мог, что это за топливо.
Профессор Митио (Мичио) Каку, физик:
— Самой большой проблемой физики в истории прошлого века был вопрос: откуда звёзды берут энергию? Всё, что мы могли, — это смотреть снаружи и осознавать, что в наших знаниях зияет огромная дыра. Чтобы понять секрет звёзд, нужен был новый двигатель, грандиозный источник энергии, который мог бы питать звезду миллиарды лет подряд.
Чтобы открыть его, понадобился гений — Альберт Эйнштейн. Его теории доказали, что звёзды могут добывать энергию внутри атомов.
Профессор Митио (Мичио) Каку, физик:
— Секрет звёзд — это уравнение Эйнштейна E= mc². В некотором смысле, вещество, из которого состоит наше тело, — это концентрированная энергия, сжатая энергия. Энергия, сжатая в атомы, из которых состоит наша Вселенная.
Эйнштейн показал, что эту энергию можно высвободить, если столкнуть два атома. Это называется термоядерный синтез. Именно эта сила питает звёзды.
Профессор Митио (Мичио) Каку, физик:
— Это поразительно, но физические свойства маленькой субатомной частицы определяют строение и природу звёзд.
Благодаря теории Эйнштейна мы узнали, как высвободить эту энергию внутри атома. И теперь учёные пытаются смоделировать источник звёздной энергии, чтобы обрести власть над мощью синтеза в лаборатории.
В стенах этой лаборатории близ Оксфорда в Англии стоит машина, которую Эндрю Кирк и его команда каждый день превращают в звезду на Земле.
Доктор Эндрю Кирк, физик:
— Эта установка называется токамак. В сущности — большая магнитная бутылка, которая удерживает очень горячую плазму. Мы можем смоделировать условия внутри звезды.
Внутри токамака противостоят друг другу атомы водорода. Чтобы столкнуть атомы друг с другом, токамак нагревает их более чем до 166 миллионов градусов. При этой температуре атомы движутся настолько быстро, что не могут избежать столкновения друг с другом.
Профессор Митио (Мичио) Каку, физик:
— Мы нагреваем их. Нагревание — это движение, а движения горячих частиц хватит на то, чтобы преодолеть силу отталкивания.
Голос из работающей установки:
— Персоналу приготовиться покинуть помещение.
Когда всё идёт как надо, получается мощнейшая силовая установка во Вселенной, где идёт слияние. Летящие со скоростью больше тысячи километров в секунду, эти атомы водорода врезаются друг в друга и объединяются, образуя новый химический элемент гелий и небольшое количество чистой энергии.
Профессор Митио (Мичио) Каку, физик:
— Водород весит чуть больше гелия. В процессе горения масса теряется. Эта потерянная масса превращается в энергию.
Токамак может поддержать синтез лишь долю секунды. Но внутри настоящей звезды слияние ядер продолжается миллиарды лет. Причина простая — размер.
Профессор Митио (Мичио) Каку, физик:
— Звезда живёт за счёт силы притяжения. Почему звёзды такие большие? Они огромные. Нужна огромная сила притяжения, чтобы сжать звезду и выделить невероятное количество энергии, достаточное для термоядерного синтеза. Вот в чём секрет звёзд. Вот почему они светятся.
Синтез в ядре звезды каждую секунду генерирует мощность, которой хватило бы на миллиард ядерных бомб.
Профессор Митио (Мичио) Каку, физик:
— Звезда — это гигантская водородная бомба. Так почему бы ей просто не разлететься на куски? Дело в том, что сила тяжести сжимает внешние слои звезды.
Сила тяжести и синтез ведут грандиозную войну.
Профессор Митио (Мичио) Каку, физик:
— Постоянный конфликт между силой притяжения, которая хочет смять звезду, и энергией от синтеза, которая стремится разнести звезду изнутри — и этот конфликт, это равновесие и создают звезду.
Эта борьба за власть длится всю жизнь звезды. Именно эти бои на звёздах создают свет. И каждый луч звёздного света совершает невероятное путешествие. Свет проходит 1080 миллионов километров в час. За 1 секунду луч света может 7 раз обогнуть Землю. Ничто во Вселенной не движется так быстро.
Поскольку большинство звёзд очень далеко, их свет летит до нас сотни, тысячи, миллионы и даже миллиарды лет. И когда орбитальная космическая станция «Хаббл» заглядывает в дальние уголки нашей Вселенной, она видит свет, который летел миллиарды лет. Свет η Киля, который мы видим сегодня, отправился в путь, когда наши предки впервые вспахивали землю — 8 тысяч лет назад. Свет Бетельгейзе летел с тех пор, как Колумб открыл Америку 500 лет назад. Даже свет Солнца летит до нас целых 8 минут.
Мало того, свет, который только начал своё движение через космос, путешествует уже не одну тысячу лет.
Доктор Фил Плейт, астроном:
— Когда Солнце синтезирует из водорода гелий, возникает частица света — фотон.
Этому новому лучу света предстоит долгий и нелёгкий путь к поверхности Солнца.
Доктор Фил Плейт, астроном:
— Вся звезда препятствует ему. Когда возникает новый фотон, почти сразу же он врезается в другой протон, другой нейтрон — неважно. Он поглощается, потом отражается в другом направлении. И вот так хаотично двигаясь внутри Солнца, он должен пробиться наружу.
Фотонам предстоит бешено носиться, миллиарды раз врезаясь в атомы газа, и отчаянно рваться наружу.
Доктор Фил Плейт, астроном:
— Забавно: на то, чтобы выбраться из ядра Солнца, фотону требуются тысячи и тысячи лет. И всего 8 минут, чтобы долететь с поверхности Солнца до нас.
Фотоны — источник тепла и света. Но, кроме того, они вызывают нечто гораздо более разрушительное — солнечный ветер. Когда фотоны достигают поверхности, они нагревают внешние слои Солнца и заставляют их вращаться вокруг звезды. Так получаются сильнейшие возмущения и мощные ударные волны.
Это явление настолько интенсивно, что мы можем его услышать. Это звук Солнца, записанный орбитальным спутником COROT.
Разогнавшиеся газы также создают мощные магнитные поля. Когда звезда поворачивается, эти поля могут столкнуться и вырваться с поверхности.
Как устроена Вселенная. ЗвёздыВ космос извергаются огромные магнитные петли. Некоторые так велики, что Земля могла бы пройти через них с запасом в тысячи километров. Они потрясают воображение, но смертельно опасны. Ведь в глубины космоса несётся поток ионизированных частиц. Это и есть солнечный ветер. Он может повредить космические корабли и спутники и даже угрожает жизни космонавтов.
Чтобы узнать, как магнитные петли начинают солнечный ветер команда учёных в Калифорнийском технологическом университете смоделировала поверхность Солнца здесь, на Земле.
Эва Стенсон, астрофизик:
— Это восхитительно: создавать здесь, в лаборатории, такие же условия, как на Солнце. Мы не можем полететь туда и даже не можем послать зонды. Но можем попробовать изучить, что там происходит.
Безвоздушные камеры имитируют космический вакуум. Колоссальный электрический ток создаёт пару искусственных магнитных петель.
Эва Стенсон, астрофизик:
— Главное отличие наших плазменных петель от тех, что возникают на Солнце — их размер. Те, которые создаём в лаборатории, — примерно вот такие (показывает руками). А те, что на Солнце, могут быть во много раз больше Земли.
Этот эксперимент показывает, что когда магнитные петли сталкиваются в лаборатории, они вызывают огромный выброс энергии.
Когда на поверхности звезды сталкиваются гигантские петли, температура повышается от пяти с половиной тысяч до пяти с половиной миллионов градусов. Из-за этого невероятного жара начинается солнечный ветер. В космос отправляется множество частиц. Чем больше звезда, тем смертоноснее солнечный ветер.
Доктор Фил Плейт, астроном:
— Если бы мы вращались на таком же расстоянии вокруг звезды вроде η Киля, на Земле был бы кромешный ад в буквальном смысле. Огромная извергающаяся энергия содрала бы нашу атмосферу, вскипятила океаны, расплавила почву.
Понимание того, как устроены звёзды, поможет нам защититься от их самых разрушительных сил, но нам не защититься, когда звезда умирает. В последние моменты жизни она уничтожает вокруг себя всё. С самого рождения звезда обречена умереть. Её топливо закончится. И тогда сила тяжести победит синтез, и начнёт цепь событий, которые уничтожат звезду.
Наше Солнце не исключение. Каждую секунду в его ядре сжигается 544 миллиона тонн водородного топлива. Такими темпами водород закончится примерно через 7 миллиардов лет. Когда запас водорода истощится, процесс синтеза замедлится, и сила тяжести получит преимущество. Когда синтез будет слабее давить изнутри, сила притяжения сомнёт звезду. Но синтез отомстит и нагреет её внешние слои.
Доктор Фил Плейт, астроном:
— Когда газ нагревают, он расширяется, и поэтому Солнце увеличится. Вместо миллионов километров, как сейчас, оно растянется до 100 миллионов километров.
Солнце станет красным гигантом.
Доктор Фил Плейт, астроном:
— Представьте рассвет через 7 миллиардов лет. Взойдёт не привычный маленький жёлтый диск, яркий диск. Вы увидите, как на горизонт выплывает непомерно раздувшийся красный диск. И когда Солнце окончательно взойдёт, оно обрушит на Землю жар. Это, как если сунуть голову в раскалённую духовку.
Как устроена Вселенная. ЗвёздыЗдесь, на Земле, температура повысится на тысячи градусов.
Профессор Митио (Мичио) Каку, физик:
— Вскипят океаны, потекут горы и наступит конец света.
А потом распухшая звезда поглотит Землю. Но гигантская красная звезда губит сама себя. Её ядро становится опасно нестабильным. Водорода на топливо не осталось, и звезда начинает сжигать гелий, синтезируя углерод. Теперь звезда убивает себя изнутри, извергая на поверхность колоссальные потоки энергии. Эти волны энергии вскрывают внешние слои звезды, и она медленно распадается.
Звезда мертва. Всё, что осталось, — чрезвычайно горячее плотное ядро. Красный гигант стал белым карликом.
Профессор Митио (Мичио) Каку, физик:
— К моменту, когда звезда достигает стадии белого карлика, процесс синтеза прекращается. Двигательный конец замер.
Наше Солнце окончит жизнь в виде белого карлика размером не больше Земли, но в миллионы раз плотнее.
Доктор Фил Плейт, астроном:
— Белый карлик — удивительное небесное тело. Если бы можно было взять от него кусочек размером с кубик сахара и положить на поверхность Земли, он бы провалился сквозь Землю, настолько он плотный.
В сердце белого карлика, как считают астрономы, находится огромный кристалл чистого углерода — космический алмаз диаметром во множество километров.
Как устроена Вселенная. ЗвёздыДоктор Мишель Таллер, астроном:
— Грустно думать, что Солнце станет вот таким холодным и обуглившимся. Но это будет бриллиант на триллионы триллионов карат. Подумайте: алмаз в небесах!
Звёзды большой массы живут быстро, горят ярко, а умирают долго и мучительно. Но их разрушение несёт жизнь. Смерть громадных звёзд даёт строительный материал для Вселенной, семена самой жизни.
Менее чем в шестистах световых лет от Земли скоро, по крайней мере с точки зрения космоса, придёт конец чудовищной звезде Бетельгейзе. Она младше Солнца, ей миллионы, а не миллиарды лет, но синтез в ядре идёт гораздо интенсивнее.
Доктор Фил Плейт, астроном:
— Бетельгейзе — чудище, абсолютно не похожее на наше Солнце. Это красный сверхгигант, и поэтому гораздо крупнее. Его масса в 20 раз больше солнечной, а значит, то, что происходит в ядре, сильно отличается от процессов в Солнце.
Звёзды с большой массой отличаются самыми высокими во Вселенной давлениями и температурами. Сила тяжести Бетельгейзе настолько велика, что может сталкивать всё большие и большие атомы.
Ядро такой звезды напоминает завод, который производит всё более тяжёлые элементы. Это тоже приводит к разрушению, потому что как только создаётся химический элемент железо, звезда обречена.
Доктор Мишель Таллер, астроном:
— В научной фантастике много идей, каким должен быть убийца звезды. Как ни странно, достаточно заурядного железа.
Доктор Фил Плейт, астроном:
— Железо для звезды — самый опасный элемент во вселенной. Это яд.
Железо поглощает энергию. Когда звезда с большой массой получила железо, жить ей остаётся считанные секунды.
Доктор Фил Плейт, астроном:
— Звезда пытается перенести энергию на этот железный шар, пытается объединить его атомы, но не может. Этот шарик ворует энергию звезды. Ту, за счёт которой звезда живёт. А значит, как только в ядре начинает образовываться железо, звезда подписала свой смертный приговор.
Битва между силой притяжения, которая стремится смять звезду, и синтезом, который стремится разнести её изнутри, окончена. Железо положило конец синтезу. Сила притяжения всегда побеждает.
Доктор Фил Плейт, астроном:
— Железное ядро рушится. Внешние слои звезды вминаются внутрь. Происходит грандиозный взрыв. Ярчайшее событие во Вселенной — сверхновая звезда.
Всего за пару секунд сверхновая создаёт больше энергии, чем наше Солнце за всю жизнь.
Доктор Мишель Таллер, астроном:
— Всего через пару секунд после образования железа звезда взрывается в сверхновую. Подумайте об этом, когда возьмёте в руки свою железную сковородку. Железо убило звезду всего за несколько секунд. Опасная штука.
Телескопы по всему миру внимательно изучают небосвод в поисках сверхновых. В 1987 году очень яркая вспышка возникла в соседней галактике, в 170 тысячах световых лет.
Как устроена Вселенная. ЗвёздыЭти снимки отображают событие, последовавшее за смертью звезды большой массы. Огненный шар диаметром в триллионы километров вырвался в космос. Но нет ни одной записи непосредственно момента смерти её, когда звезда разлетелась на части.
Единственный способ узнать, что происходит внутри звезды с большой массой при взрыве, сделать собственную сверхновую.
Профессор Пол Дрейк, физик:
— Что удивительно в этих звёздах — при взрыве они почти выворачиваются наизнанку.
Здесь, в лаборатории города Рочестера, штат Нью-Йорк, учёные делают сверхновые с помощью гигантского лазера.
Профессор Пол Дрейк, физик:
— Телескоп не покажет, что творится внутри гибнущей звезды. Этот лазер зафиксирует процессы, которые происходят во время взрыва звезды. Я не могу представить более потрясающей работы, чем с этими инструментами.
Эта огромная машина усиливает мощность одного лазерного луча в миллионы раз. Всю эту энергию направят на участок с булавочную головку. Представьте, что эта крохотная мишень — ядро звезды. Лазер имитирует самый интенсивный взрыв во Вселенной.
Профессор Пол Дрейк, физик:
— Здесь будет небезопасно, когда включат лазер. Если человек попадёт под все эти лазерные лучи, они прожгут его насквозь.
Голос работника установки:
— Закрытый доступ. Двери закрыты. Последние приготовления закончены. Пять, четыре, три, два, один.
Лазер испарил мишень. Взрыв продлился тысячную долю секунды, но скоростная кинокамера зафиксировала ударную волну, идущую изнутри.
Как устроена Вселенная. ЗвёздыПрофессор Пол Дрейк, физик:
— Некоторые внутренние вещества выходят наружу и меняются местами с внешними веществами, то есть при звёздной вспышке звезда выворачивается.
Вещества из глубины ядра звезды отправляют в космос ударную волну. В хаосе экстремальных температур взрыва куются самые тяжёлые химические элементы. Среди них золото, серебро, платина. А поскольку у этих элементов так мало времени на образование, они самые редкие и ценные во Вселенной.
Профессор Пол Дрейк, физик:
— Серебро, золото и всё прочее образуется в результате взрыва звезды, когда высвобождается огромная энергия. Так элементы попадают к нам.
Но даже после самого мощного взрыва во Вселенной кое-что остаётся.
Профессор Митио (Мичио) Каку, физик:
— Учёные привыкли считать, что после взрыва сверхновая звезда буквально разлетается на кусочки и не остаётся ничего. Но мы ошибались. После взрыва сверхновой остаётся труп. Самое невероятное вещество, известное науке под названием нейтронная звезда — чистое нуклонное вещество. Самое потрясающее агрегатное состояние во Вселенной.
Теперь сверхплотное ядро стало нейтронной звездой. Она имеет диаметр около 30 километров и немыслимо тяжёлая.
Доктор Фил Плейт, астроном:
— Она невероятно плотная. Один только кубический сантиметр нейтронной звезды размером с кусочек сахара будет весить столько же, сколько все машины Соединённых Штатов вместе.
Гибнущая звезда не только оставляет после себя труп в виде нейтронной звезды, она швыряет далеко в космос новые химические элементы. Эти облака содержат строительный материал Вселенной. Всё, что мы знаем, любим, образовалось из космической пыли.
Профессор Митио (Мичио) Каку, физик:
— Только у сверхновой достаточно энергии для синтеза элементов, необходимых для жизни. Без сверхновых нет жизни. Нет вас, нет меня.
Когда умирают звёзды с большой массой, они рассыпают по Вселенной космическую пыль. Эта космическая пыль изобилует такими элементами, как водород, углерод, кислород, кремний, железо. Строительный материал для новых звёзд, солнечных систем, планет и, разумеется, для нас.
Всё, что мы видим вокруг себя, когда-то вырвалось из ядра звезды.
Профессор Лоуренс Краусс, астрофизик:
— Вы можете спросить: «Что такое космическая пыль?» А это вы, потому что каждый атом вашего тела зародился в пламенном звёздном ядре. Возможно, атомы ваших левой и правой рук появились в разных звёздах, но вы, в буквальном смысле, звёздное дитя.
Мёртвые звезды дали нам космическую пыль, из которой появилась Солнечная система, планеты и всё, что на них.
Доктор Мишель Таллер, астроном:
— Вы состоите из углерода, из кислорода, у вас в крови железо. Всё это образуется только в звёздном ядре, нет другого способа получить эти элементы. Поэтому когда задумаетесь о звёздах, оглядитесь вокруг. Всё, из чего вы сделаны вы, из чего состоит окружающий мир, могло выйти только из утробы звезды, которая взорвалась очень давно.
Даже атомы нашего Солнца родились в ином месте. Это третье или четвёртое поколение, неиспользованные остатки, давным-давно выброшенные в космос гибнущей звездой.
Профессор Митио (Мичио) Каку, физик:
— Солнце — мачеха для нас. Наша настоящая мать погибла при взрыве сверхновой, породив элементы, из которых состоит наше тело. Но почему же поэты, авторы песен не пишут поэмы в честь нашей настоящей матери? Возможно, потому что они не понимают законов физики и эволюции звёзд.
Мы живём в эпоху звёзд, но она подойдёт к концу. Количество водорода во Вселенной не бесконечно. Пройдут ещё триллионы лет, и он закончится. И когда не останется водорода, не будут загораться новые звёзды.
Профессор Митио (Мичио) Каку, физик:
— Мы живём в краткий миг истории Вселенной. Пока ещё на нашем небе светятся звёзды, они создают жизнь, которую мы знаем. Но ничто не длится вечно. Рано или поздно звёзды начнут меркнуть. Сначала сгорят звёзды с большой массой, потом средние по величине. Такие, как наше Солнце, и останутся лишь самые маленькие. И ещё через триллионы лет погаснут и они.
Профессор Лоуренс Краусс, астрофизик:
— Медленно и неумолимо Вселенная будет становиться темнее и плотнее, пока не сгорит последняя звезда. И тогда Вселенная снова погрузится во тьму. Эпоха звёзд будет закончена.
Доктор Мишель Таллер, астроном:
— По правде говоря, будущее Вселенной выглядит зловеще. Но и здесь можно найти хорошее. Сейчас лучшее время, чтобы жить. Время, когда жизнь может процветать, звёзды — формироваться. Мы с вами застали золотой век Вселенной.
Доктор Фил Плейт, астроном:
— Мы живём в пригодный для жизни сезон Вселенной. Если хотите, он продлится несколько миллиардов лет, и это заставляет меня ценить хотя бы то, каков мир сейчас, потому что он не всегда был таким и не всегда будет.
Профессор Митио (Мичио) Каку, физик:
— Мы живём в ту эпоху, когда ночное небо светится сиянием звёзд, когда звёзды создают жизнь, какой мы её знаем. Мы живём в лучшую из всех эпох Вселенной.