Новые исследования убедительно доказывают, что алюминиевый кусок самолета, найденный в 1991 году на Никумароро, необитаемом атолле республики Кирибати, который находится в юго-западной части Тихого океана, действительно принадлежит двухмоторному самолету Локхид Электра (Lockheed Electra) Амелии Эрхарт.
По словам исследователей из Международной Группы по поиску исторических самолетов (TIGHAR), которая в течение долгого времени занималась расследованием последнего рокового полета Эрхарт 77 лет назад, алюминиевая пластина была поставлена в качестве заплаты на Электру по время восьмидневного пребывания летчицы в Майами, которое было четвертой остановкой в ее полете с целью облететь землю.
Заплату поставили на место навигационного окна: на фотографии Miami Herald запечатлено отбытие Электры в Сан Хуан, Пуэрто-Рико, утром во вторник 1 июня 1937 года, и на месте навигационного окна видна сияющая металлическая заплата.
«Заплата, поставленная в Майами, была сделана из подручных средств в полевых условиях», сказал Discovery News Рик Гиллеспи, исполнительный директор TIGHAR. «Сложная комбинация размеров, пропорций, материала и расположения заклепок так же уникальна для Электры Эрхарт, как отпечаток пальца уникален для конкретного человека».
Исследователи из TIGHAR отправились в Центр обслуживания самолетов в Вичите (Wichita Air Services), Нюьтон, Канзас, и сравнили размеры и характеристики артефакта 2-2-V-1, как была названа металлическая пластина с Никумароро, со структурными компонентами самолета Локхид Электра, восстанавливаемого там сейчас до рабочего состояния.
Расположение заклепок и другие характеристики артефакта с Никумароро размером 19 дюймов на 23 дюйма, совпали с размером и очертаниями структурных компонентов Локхид Электры. TIGHAR представил об этом подробный отчет на своем сайте.
«Впервые была найдена прямая связь между артефактом, найденном на Никумароро, и Амелией Эрхарт», сказал Гиллеспи.
Это открытие доказывает, что, в противоположность распространенному мнению, Эрхарт и ее штурман Фред Нунэн не разбились в Тихом океане из-за нехватки топлива где-то недалеко от точки назначения — острова Хауленд.
На самом деле они совершили вынужденную посадку на гладком и плоском коралловом рифе атолла Никумароро. Они жили там какое-то время и, скорее всего, умерли на атолле, который находится примерно в 350 милях к юго-востоку от острова Хауленд.
За 10 археологических экспедиций на Никумароро Гиллеспи и его команда обнаружили множество артефактов, которые в сочетании с архивными исследованиями являются существенными доказательствами того, что там жили люди, потерпевшие крушение.
«Эрхарт посылала по радио сигнал бедствия на протяжении, по крайней мере, пяти ночей, пока Электру не смыло в океан приливом и прибоем», сказал Гиллеспи.
Во время предыдущего изучения фотографии западной береговой линии Никумароро, сделанной через три месяца после исчезновения Эрхарт, был обнаружен неизвестный объект, выступающий из воды на прибрежном рифе.
Криминалистический анализ фотографии показывает, что очертания и размер объекта совпадают с шасси Локхид Электры.
Более того, во время последней экспедиции TIGHAR при анализе полученных гидроакустических изображений у Никумароро была обнаружена «аномалия», которая вполне может быть обломком самолета Амелии Эрхарт.
Объект покоится на глубине 600 футов на основании береговой скалы, на некотором расстоянии от берега — там, где, по данным TIGHAR, Электру смыло в океан. Анализ аномалии, сделанный компанией Ocean Imaging Consultants, Inc. из Гонолулу, экспертами по постобработке гидроакустических данных, показал, что ее размеры и форма совпадают с фюзеляжем самолета Эрхарт.
Новое исследование артефакта 2-2-V-1 может усилить вероятность того, что аномалия является обломком самолета.
«Множественные трещины, разрывы, вмятины и дыры, обнаруженные на этой сильно поврежденной алюминиевой пластине, могут быть важными ключами к разгадке судьбы и местонахождения Электры», сказал Гиллеспи.
В июне 2015 года TIGHAR вернется на Никумароро для исследования аномалии с помощью телеуправляемого необитаемого подводного аппарата (ТНПА) с 120-футового судна Найя, зарегистрированного на Фиджи, которое помогало TIGHAR в их пяти предыдущих исследованиях.
Во время 24-дневной экспедиции дайверы будут искать на малых глубинах другие обломки, а береговая команда будет производить работу по идентификации объектов, имеющихся на исторических фотографиях, и которые могут быть найдены там, где выжившие разбили свой лагерь.
«Сейчас идет сбор средств, в том числе, от частных лиц, которые могут сделать значительные взносы в обмен на место в экспедиционной команде», сказал Гиллеспи.