В преддверии нового года Общественный совет при администрации Ставрополя под председательством Андрея Джатдоева рассмотрел один из важнейших вопросов, касающийся всего без исключения населения краевого центра – концепцию развития транспортной системы города.
Вниманию членов совета был представлен конкретный сценарий, над которым более года работали профессионалы - представители организации, имеющей успешный опыт реорганизации движения транспорта в Москве, Санкт-Петербурге, Ярославле, Сочи и которой поручена подготовка схемы дорожного движения Олимпийских игр 2014 года и Чемпионата мира по футболу 2018 года.
При подготовке предложений для Ставрополя специалисты провели огромную работу – проанализировали статистические данные о численности населения, количестве транспорта и загруженности всех его видов на всех маршрутах в разное время суток, выявили очаги аварийности, сезонные изменения пассажиропотока, учли расположение вузов, парковок, транспортных развязок и многое другое.
Был также проведен опрос общественного мнения, состоялись встречи с работниками автотранспортных предприятий и со специалистами комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения. В итоге родился оптимальный поэтапный сценарий на период до 2030 года с конкретными предложениями, обсчитанный по финансовым затратам, социально-экономическому эффекту и нагрузке на окружающую среду.
Причем предусмотрены корректировки в случае, если по окончании первого этапа не будет достигнут запланированный результат.
Вкратце новшества заключаются в следующем: для начала предлагается оптимизировать движение пассажирского транспорта и работу светофорного хозяйства. Например, сконцентрировать троллейбусы на меньшем количестве маршрутов, чем сейчас, и убрать с них автобусы, чтобы движение транспорта на электрической тяге стало более ритмичным; маршрутки малой вместимости заменить на более емкие; выделить полосы для общественного транспорта и так далее.
К 2015 году сделать движение на главных магистралях – улице Ленина и Мира односторонним разнонаправленным, закольцевав его, убрав отсюда другие маршруты и пустив здесь только автобусы большой вместимости. К ним будут пристыковываться другие закольцованные периферийные маршруты. Но потребуется ввести проезд по единому проездному билету на 90 минут, что очевидно повлечет необходимость оснастить общественный транспорт аппаратами для отметки на билете времени.
Предлагаются и другие мероприятия, например расширение проезжей части участка улицы Шпаковской от Доваторцев до 50 лет ВЛКСМ; реконструкция и продление некоторых улиц и прочее.
В более отдаленной перспективе должны появиться многоуровневые парковки, платные стоянки в центральной части города, новые дороги, транспортные развязки в одном, двух и трех уровнях, парковки на окраинах города, где иногородние могли бы оставить свой автомобиль и передвигаться по городу на общественном транспорте.
Основная сложность в том, что некоторые из предложенных мероприятий могут в какой-то степени ущемить интересы любителей передвигаться на личном транспорте. Хотя, социологический опрос, проведенный в рамках исследования, показал, что 70% населения предпочитает пользоваться общественным транспортом. Чтобы реально улучшить ситуацию с пробками, определенной части участников дорожного движения придется менять менталитет и сложившиеся привычки.
- Готовы ли на ваш взгляд жители города к таким переменам? – задал вопрос членам совета Андрей Джатдоев.
Никто из членов Общественного совета не сомневался в том, что необходимо срочно что-то предпринимать, и, если сейчас не начать менять ситуацию, она вскоре обострится до крайности. Профессиональный подход разработчиков убедил общественность в проработанности сценария и члены Общественного совета единодушно высказались «за». Правда, некоторые из них оставили за собой право после более тщательного изучения материала представить свои предложения, в случае, если таковые появятся.