Необычную методику реабилитации детей-инвалидов внедрили в Ставропольском реабилитационном центре для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья. Лечение с помощью собак, или по-научному канистерапия, сначала опробовали в тестовом режиме, а в постоянную практику ввели всего месяц назад. И, к удивлению специалистов, результат не заставил себя долго ждать, сообщает Управление по госинформполитике Правительства СК.
- Трехлетний ребенок с ДЦП, которого мы два года пытались поставить на ноги с помощью массажа, ЛФК и других традиционных методик, впервые пошел именно за собакой, «забыв», что раньше он этого никогда не делал, и преодолев все страхи, - рассказала директор центра Екатерина Тютина. – И этот неожиданный эффект не был одномоментным – с тех пор малыш ходит самостоятельно и сейчас уже учится управляться с псом, держа его за поводок. Конечно, занятия в предыдущие годы сыграли огромную роль – они подготовили мышечную систему ребенка. Но вот с психологическими преградами помогла справиться именно канистерапия.
По словам Екатерины Тютиной, реабилитация с использованием собак наиболее эффективна для детей с детским церебральным параличом, аутизмом и умственной отсталостью. Методика помогает расширить кругозор малышей, побороть в них комплексы и боязнь предпринимать самостоятельные действия, развить двигательную активность, а также дарит маленьким пациентам ни с чем не сравнимую эмоциональную радость от общения с четвероногими друзьями.
Специалисты оговариваются: эффективность терапии зависит от индивидуальных особенностей ребенка, течения болезни и многих других факторов, однако чем раньше начать занятия, тем больше вероятность успеха.
Перед тем как приступить к занятиям с настоящей собакой, детей знакомят с игрушечной, сопровождая демонстрацию рассказом о жизни и повадках животного. Затем ребенку показывают настоящего пса, но только на расстоянии, постепенно подводя все ближе к животному. Необходимость такого постепенного знакомства обусловлена тем, что у большинства детей-инвалидов возможности общения с окружающим миром нет, домашние питомцы в таких семьях – тоже большая редкость. Как следствие – большинство пациентов реабилитационного центра испытывают страх перед собаками и другими животными. А потому ребенку, проходящему курс канистерапии, нужно привыкнуть к четвероногому «доктору».
В реабилитационном центре Ставрополя есть свой, «штатный», пес-лекарь – 7-летний шелти (миниатюрный колли) по кличке Шерман. Чтобы Шермана допустили к детям-инвалидам, ему пришлось пройти специальную подготовку. Дружелюбие, безукоризненное воспитание и бесконечное терпение теперь его основные «профессиональные» качества. Каждое занятие собаки с ребенком проводится в присутствии кинолога и воспитателя. Малышу дают гладить животное, ощупывать его, водить на поводке, играть и общаться с ним. Пес в свою очередь развлекает пациента выполнением различных команд.
Новая методика очень быстро завоевала популярность. На занятия с Шерманом родители детей-инвалидов записываются в очередь.
В государственном учреждении социального обслуживания «Ставропольский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья» успешно применяются и другие эффективные технологии работы с детьми-инвалидами: иппотерапия, механотерапия, вертикализация, криотерапия (терапия холодом), роликотерапия. Последняя методика позволяет поставить на ноги немобильных пациентов. Первые занятия проводятся с использованием так называемого тренажера Гросса – механизма, напоминающего альпинистскую систему, который позволяет удерживать ребенка со слабой мышечной активностью в вертикальном положении. После регулярных тренировок малыш начинает передвигаться на роликах уже без вспомогательного оборудования. Его мышцы приходят в тонус и позволяют не только ездить, но и ходить самостоятельно. Один курс роликотерапии составляет 4 недели. После 1-2-месячного перерыва лечение возобновляют.