«Русский Дакар», пятый этап ралли «Шелковый путь», прошел по ставропольским степям, по данным «КП». 621 километр дороги, петлявшей между колосящимися нивами и буйным разнотравьем, степной зной, путающиеся в бесконечных русских развилках штурманы и костюмированная казачья разухабистость на финише.
Таким был один из самых изнурительных гоночных марафонов в истории «Шелкового пути». Измотанные волгоградскими песками, гонщики попросили сократить ставропольский этап трассы на 68 километров, но и в укороченном виде она доставила им немало хлопот. Практически все лидеры столкнулись с техническими неполадками: у поляка Кшиштофа Холофчика на БМВ спустило колесо, у «Мини» Стефана Петранселя были проблемы с перегревом двигателя, а в машине Александра Желудова сошел с ума навигатор. В итоге Желудов на 37 минут отстал от Петранселя, который в свою очередь проиграл почти три минуты Холофчику.
Вся эта гоночная арифметика была совершенно чужда собравшейся у финиша толпе жителей села Надежда, надеявшихся сфотографироваться с прославленными автогонщиками, взять автограф или хотя бы постоять рядом. Машину легендарного Стефана Петранселя встретили ликованием. Впрочем, аплодисменты и радостные крики относились не столько к нему лично, сколько к самому факту возникновения раллийного автомобиля после четырех часов томительного ожидания под палящим солнцем.
В отличие от Остапа Бендера, Петрансель не произносил речей о железном коне, идущем на смену крестьянской лошадке. В силу разрухи в сельском хозяйстве крестьянские железные кони ржавели неподалеку, и речь могла бы прозвучать бестактно. Сняв шлем, Петрансель сказал что-то про сложности навигации и красивую природу. Казаки тут же подарили иностранцу альбом с местными красотами и станцевали танец с саблей – дабы показать "галлу" удаль ставропольскую. Но Петранселю лихости хватило за рулем, и он уехал, не досмотрев неистовой пляски.
БЛУЖДАЮЩИЙ ЛИХТЛЕЙХТЕР
За Петранселем на финиш в сопровождении вертолета ворвался российский КАМАЗ под управлением Фирдауса Кабирова, лидера гонки в зачете грузовиков. Попав в окружение камер, буквально придавивших его к машине, Фирдаус ответил на вопросы настырной журналистки о сложности трассы, ее отличии от Дакара и поломках, после чего взял тряпочку и принялся любовно протирать лобовое стекло, покрывшееся толстым слоем ставропольской пыли – главного нашего богатства.
Пока Фердаус собирал богатство, к КАМАЗу ринулось несколько зрителей, прорвавших милицейское оцепление с возгласами «Мне тоже надо!» и «Чем мы хуже людей!». Отчаянная фотосессия на фоне грязной машины, вымученные улыбки на лицах рыцарей руля, сумбурная попытка дамы влезть на КАМАЗ и раздраженно сигналящая «Татра» Алекса Лопрайса, приехавшего вторым и желающего проследовать к бивуаку, минуя стадии "интервью", "казачьи дары" и "фото на память".
Не без труда милиция загнала вышедшую из берегов народную любовь к камазистам в отпущенные ей рамки. Потребность встречающих в общении с лихвой восполнил экипаж бельгийца Стефана Хенрада. Покопавшись в своем багги, Стефан минут десять фотографировался с девушками и казаками, а потом рассказывал о своих впечатлениях от России:
- Большая страна, хорошая. Много добрых людей и красивых девушек. Никто не говорит по-английски. Очень много пустого пространства.
Наблюдательности у Стефана не отнять. Плотностью населения похвастаться нам трудно. В Бельгии 342 человека на один квадратный километр, а у нас, если верить Википедии, – 42. Мало народу, зато много кислороду, второго нашего богатства после пыли. Надышавшись его после душного авто, бельгийский экипаж в веселом расположении духа убыл на бивуак.
А русский народ в лице казачества, крестьянства, мелких и крупных чиновников и снующих повсюду журналистов встречал «помаранчевый» украинский «Митсубиши». Стремления к прорыву оцепления братья-славяне не вызвали - эка невидаль, украинцы! Изучив имена членов экипажа, корреспондент «КП» задал украинскому пилоту Вадиму Нестерчуку вопрос с подковыркой:
- Штурман много ошибался?
- На передок посмотри, - недовольно буркнул Нестерчук. На передке «помаранчевого» джипа было много набившейся в радиаторную решетку травы – вещественного доказательства того, что штурман Лоран Лихтлейхтер, гражданин Франции, заблудился в русских степях.
Как в Надежде встречали единственный в гонке китайский экипаж, корреспонденты «КП», к сожалению, не увидели, потому что сами встретили его в поле, где пытались сделать несколько эффектных снимков раллийных машин на фоне золотых нив Ставрополья. Съемка удалась, хоть и не без риска для жизни: наша «четырнадцатая» чудом разминулась с китайским джипом, мчавшимся в сторону заходившего над Надеждой солнца.